вторник, 8 февраля 2011 г.

Мозговой онлайн штурм № 1


Начинаем серию мозговых онлайн штурмов!
Чтобы совместными усилиями найти оригинальные решения наших проблем. Напомним, что мозговой штурм - это коллективное обсуждение, основанное на двух принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество».
Сегодня на обсуждение предлагается тема:
"Назовите способы использования планшетного компьютера RoverPad 3W G70 в нашей библиотеке".        (Помните, нас этим девайсом наградил ВолгаТелеком под Новый год?)

Раскрепостите свое воображение, разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные и фантастические идеи.
А потом попросим экспертов Александра Владиленовича Пурника aka ekniga и Андрея Федорова aka aofedorov прокомментировать эти варианты. 

P.S. Библиотека 3.0 не иначе ;))


Фотовариант от suvars :






34 комментария:

  1. Поскольку сейчас впервые от Вас услышала об этой технике, сразу же ознакомилась с тестированием данного оборудования вот на этом сайте: http://www.mobiledevice.ru/roverpad-3w-g70-rover-computers-Tablet-Computer-rossiiskii-test.aspx, могу пока сказать только одно - хорошо, когда делают такие подарки, а раз он сделан, значит и применение найдется. Есть Wi-Fi, микрофон, камера (о чем я давно мечтаю, чтобы сделать видео и аудио сюжеты с местными писателями). Всё, пойду в магазин, чтобы в руках подержать эту технику, прицениться и тогда решить - как бы еще его можно эксплуатировать в библиотеке. Побольше Вам толковых комментариев на этот счет!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Елена, что задали направление в обсуждении - здесь важно представить каждому, что у него в руках эта штука и как бы он ее использовал.
    Дареному коню в зубы не смотрят, конечно, но придется говорить и о недостатках этого устройства. Среди них - низкое качество фото и видео съемки. Мы тоже думали, что заменит нам фотоаппарат, не получилось :( С видео съемкой картина такая же :)

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно, кто больше вариантов предложит: читатели или библиотекари?
    Самый очевидный вариант использования - как ридер - электронную читалку.

    ОтветитьУдалить
  4. Это тоже неплохо, но вот в рамках библиотеки не вижу смысла!

    ОтветитьУдалить
  5. Единственный удобоваримый вариант использования планшета в библиотеке библиотекарями - как замена презентационному ноутбуку... если он без проблем подключается к проектору, конечно.
    еще его можно использовать как "бегущую строку" или доску объявлений :)

    ОтветитьУдалить
  6. Кать, экран нашего планшета чуть больше тысячной купюры, у него нет разъема для подключения к проектору. А "бегущая строка" такого масштаба для чего?

    ОтветитьУдалить
  7. Елена, вот здесь
    http://postlibperm.blogspot.com/2010/10/blog-post_3458.html
    про эксперимент с ридерами в библиотеке. Рекомендации должны были выработать к концу 2010. Попробую связаться :)

    ОтветитьУдалить
  8. Посмотрела этот пост, действительно интересно, но что это будет, пока не представляю. Давайте, выходите на связь, потом нас просветите!

    ОтветитьУдалить
  9. Написала в Кировскую ЦБ им. Пушкина (в виртуальную справку)и в Кировскую областную научную библиотеку им. Герцена (в гостевой книге сайта). Самой интересно, что ответят :)

    ОтветитьУдалить
  10. Используйте планшет, чтобы в книгохранение ходить за книгами, которые заказал читатель. Т.е. вместо распечатки требований просто открываете страницу броней данного читателя в АИБС.. если, конечно, у вас веб-аибс.)

    ОтветитьУдалить
  11. Илья, спасибо за совет :) Но он больше подходит для крупных библиотек, мы филиал всего на 37 тыс. единиц хранения, в хранилище все находим с "закрытыми глазами".

    ОтветитьУдалить
  12. Кать, у него же есть wifi... некоторые плазмы и проекторы его ловят...
    Я просто не посмотрела, что он такой крохонький... Но все равно... можно поставить на кафедру и что-нибудь транслировать... :)

    Илья, классная идея :) Надо запомнить, вдруг когда и нам пригодится

    ОтветитьУдалить
  13. Мне нравиться твое стремление, Мышь, что-нибудь транслировать (не важно - что, главное - транслировать :)) Сразу вспоминаю свое любимое определение библиотеки - это ретранслятор мировой культуры.
    Сразу в голову лезут нехорошие мысли, что на кафедре у этого "ретранслятора" нужно будет выставлять часового для охраны :))))

    ОтветитьУдалить
  14. Я просто подумала про нашу кафедру, где сидит библиограф-консультант :) у нас обычно валяется куча бумажек с объявлениями и их мало кто читает :) а тут можно во-первых, место сэкономить, а во-вторых, внимание привлечь мигающей картинкой гораздо легче, чем распечатками. Надо нашим идею подкинуть второй монитор поставить :)

    ОтветитьУдалить
  15. Библи:-)тека09 февраля, 2011

    Да, для вашей, Катерина, кафедры идеальный вариант.
    Сегодня попробую планшет использовать на мероприятии для 8 класса. Будем говорить о профессиях будущего. Вместо распечатанного текста на бумаге, буду подглядывать в планшет (бумагу экономим - это плюс). А потом даже простой показ этого устройства школьникам интересно (расскажу им о возможностях его), у нас планшеты в диковинку :)

    ОтветитьУдалить
  16. Катя, у меня так муж таскал ридер на лекции, у нас как раз принтер дома сломался, а на работе он не успел арспечатать :) А я свои иногда с кпк читала

    ОтветитьУдалить
  17. Есть встроенный микрофон, можно записывать звук. Воспроизводится не плохо. Как это можно использовать?

    ОтветитьУдалить
  18. Как диктофон для записи бесед с читателями :)

    ОтветитьУдалить
  19. Или записывать семинары, круглые столы, профессиональные встречи, потом информировать тех, кого не было.Можно в блог выложить...

    ОтветитьУдалить
  20. Получила ответ от Кировской областной научной библиотеки им. Герцена - они дали такую ссылку http://www.herzenlib.ru/main/news/detail.php?ID=4681
    Из этого репортажа не совсем ясно, какие выводы сделали для себя библиотекари. Я так и не поняла, нужны ли ридеры библиотекам? И как их использовать?

    ОтветитьУдалить
  21. Спасибо за "экспертов", но мне кажется, что это лишнее. Действительно идея мозгового штурма очень интересная. Сегодня планшеты могут стать будущим портативных компьютеров, но мы взаимодействуем с ними иначе чем со смартфонами или ноутбуками. Они идеально подходят для веб-серфинга, просмотра фильмов и сериалов, работы с электронной почтой, чтения книг, газет и журналов, образовательные программы и материалы (например, интерактивная таблица Менделеева), записная книжка, мольберт, интерактивная карта города, будильник, часы, секудомер, информационное табло, путеводитель по Эрмитажу... Вы скажете, что телефоны и смартфоны всё это тоже умеют делать. Но не на 7 или 10 -тидюймовом экране - чему очень рады врачи-окулисты. И нетбуки умеют тоже это всё делать - после загрузок по 2 минуты, с постоянными притормаживаниями и без сенсорного экрана..
    Мне кажется, что потребление контента – их конек. Думается, что в будущем планшеты определенно повлияют на то, как мы будем взаимодействовать с вебом и другими СМИ. Но вряд ли стоит ожидать, что они станут вашими основными компьютерами.

    "Вы приходите в библиотеку с ребенком, листаете различные странички указателя, посвященного году Космонавтики, отмечаете понравившиеся издания, смотрите, что читают чаще всего, узнаете, кто сейчас находится в космосе.

    Вы даже можете посмотреть видео, что делают космонавты в открытом космосе, а ваш ребенок может подсчитать сколько световых лет до Марса одним нажатием на экран планшета.

    Да, забыл сказать, библиотекрь узнал Вас, и ввел ваше имя в Ваш профиль. Вы авторизованны. Теперь это ваша персональная страница, которая помнит, что вы уже читали ранее и какими темами вы чаще всего интересуетесь.

    Если вам надоест выбирать, вы можете сказать «Мне повезет!». Тогда система сама сделает выбор на основании ваших предпочтений.

    Да, система знает все о ваших вкусах, она помнит, что вчера вы читали Вербера, а на прошлой неделе вам нравился Миронов".

    Удачи!!!

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо, Андрей, за такой обзор, устремленный в будущее, которое пока воспринимается как сюжет из фантастического фильма. Но мы знаем, как это будущее стремительно врывается в сегодняшний день.
    Не успеем оглянуться, как и на Марсе будем читателей обслуживать :))

    ОтветитьУдалить
  23. Кировская областная научная библиотека им. Герцена11 февраля, 2011

    Библиотекари относятся к использованию ридеров с энтузиазмом. Пока применяем их традиционно – как «читалку». В работе с ними есть своя специфика. Эксперимент был задуман, прежде всего, для привлечения внимания к электронным изданиям, чтобы в последствии выдавать читателям не ридеры, а сам контент. Библиотека получила ридеры вместе с определённым контентом бесплатно, но при этом мы должны неукоснительно соблюдать ряд условий и договорённостей, связанных с защитой авторских прав, которые ограничивают пользование ридерами вне стен библиотеки. Из-за этого читательский спрос на электронные книги снижается. Наши же краеведческие издания в электронном виде мы предлагаем на планшете iPAD. Недостаток ридеров – малая мощность и неспособность отобразить большие по объему файлы, планшеты же справляются с этим легко.

    ОтветитьУдалить
  24. Давайте "плясать" от возможностей и особенностей устройства.
    Прежде всего, это НЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЧТЕНИЯ. Это -компьютер. На нём можно читать, но он не является специализированным устройством для чтения. Его даже медиаридером (помесь "читалки" с медиаплеером) назвать нельзя.
    Это УНИВЕРСАЛЬНОЕ устройство с ограниченными ресурсными возможностями.
    Малый размер устройства и экрана и малый вес позволяют его "таскать" с собой. Наличие модуля WiFi позволяет по беспроводному каналу подключить его к Сети библиотеки (если таковая есть) и, транзитом, вывести в Интернет из любого места в библиотеке.
    Ясно, что для активной работы с текстом устройство не предназначено. Тач-скрин позволяет вводить и редактировать текст, но в режиме виртуальной клавиатуры работать не слишком удобно, т.е. поправить текст или ввести что-то небольшое вполне можно, но набирать большие тексты - некомфортно.
    Нет (к большому сожалению) выхода ни на внешний телевизор, ни на внешний экран. Это (управление и показ презентации) был-бы один из самых эффектных способов эффектно использовать планшет, но "не склалось"

    ОтветитьУдалить
  25. Понятно, что такой планшет должен находиться "в кармане" у сотрудника, а не на кафедре - слишком сейчас это модно, не стоит людей провоцировать...
    Именно вопрос сохранности устройства делает (на мой взгляд) проблематичной использование его для самостоятельной работы пользователя с Информацией (выход в Интернет, чтение, прослушивание, просмотр и т.п.). Технически это выполнимо, но обеспечение сохранности куда сложнее. чем у стационарного ПК на рабочем месте читателя...
    А вот "предварительный просмотр" (ДО принятия решения "взять домой") на таком устройстве вполне возможен.
    Думается, что в функции библиотек не входит обеспечение пользователей ни ридерами (специализированными устройствами для работы с электронным контентом), ни планшетами или ноутбуками. Для специальных категорий (инвалиды и т.п.) такая задача может и должна выполняться местными органами власти (власть, у которой "нет бюджета" - это команда мешающих придурков, которые мешать могут и будут, а помочь не могут и не будут; помнится, ещё в "Свадьбе в Малиновке" рассказывалось, что пан атаман без казны - это уже бандит, а не атаман...). Обеспечение учащихся и студентов - задача (на паях с обучающимися и их родителями) учебных заведений. Задача библиотеки - обслуживать тех пользователи, у которых специализированные или универсальные устройства есть, и в библиотеке и "в виртуале" через сайт библиотеки). В этом плане коллекция устройств, которые могут быть у пользователей, - необходимый элемент системы подготовки персонала библиотеки.
    Да, конечно, в целях пропаганды электронных документов и того, что библиотека - основной партнёр пользователя по честной работе с лицензионным контентом, могут выделяться средства на то, чтобы (в целях пропаганды, для изучения спроса и т.п.) предоставлять подобные устройства во временное пользование (домой) для работы со взятым контентом. Речь, прежде всего, идёт о пенсионерах и возрастных читателях - они "золотой фонд" библиотеки" и их надо с новыми технологиями знакомить... Рано или поздно, у детей подобное устройство освободится (в связи с желанием купить "покруче") и подготовленный "старик" сможет воспользоваться освободившейся (или специально для него купленной) техникой. Но для этого он должен это уметь, ему должно быть удобно и комфортно
    ____________
    Виноват, что "очень много букоф получилось", но для краткого ответа не хватило времени.
    Пришлось ответ "резать на куски"

    ОтветитьУдалить
  26. Серединная (самая интересная для нас)часть комментария от Александра Владиленовича, которая не смогла опубликоваться в блоге:
    "1. Доступ к электронному каталогу. Если, как у нас, есть доступ через браузер, то всё просто. Иначе – нужна специализированная программа-клиент. Предоставить её должен разработчик ЭИБС. Если нет такого клиента или нет доступа через браузер, то это – довод в пользу отказа от системы библиотекой. Если такой клиент есть, то его наличие предопределяет те программно-аппаратные конфигурации, которые библиотека будет выбирать, в т.ч. и в секторе планшетов.
    Ясно, что для большой библиотеки актуальнее всего будет доступ к своему каталогу, а для небольшой – к каталогу вышестоящих (региональных и федеральных универсальных и специализированных библиотек
    2. Обслуживание каталога. Сейчас даже в небольших библиотеках есть электронный каталог. И его надо сверять, чистить, редактировать и т.п. Всё это удобно делать “у полки”, а не за стационарным компьютером. Попутно, понятно, можно и нужно готовить и документы на списание выбывших и ветхих экземпляров, для которых есть адекватная замена и заказ на доукомплектование)
    3. Интересен доступ к коллекциям лицензионно чистых е-книг. Например, на az.lib.ru есть почти 15 тысяч произведений классиков. Ищите их там, где Вас остановил пользователь. Покажите ему, где их взять, скачайте для него (платно или бесплатно – это отдельный вопрос) и том формате, в котором текст доступен, “залейте” (предварительно переформатировав) книги на устройство, которое есть у пользователя в том формате, который понимает устройство пользователя (SD-карта и флэшка вполне могут служить транзитным носителями, а можно через USB сбросить с планшета на стационар, а оттуда – на устройство пользователя)
    4. Всё это надо уметь. И планшет (точнее, коллекция планшетов и ридеров) являются необходимым инструментарием для подготовки квалифицированного библиотечного персонала (библиотекари должны представлять хотя бы основные классы тех устройств, с которыми к ним может подойти пользователь и уметь свободно с ними работать)
    5. Планшеты могут быть использованы там, где кафедра (или отдельное помещение) эффективно препятствует “несанкционированному доступу” к устройству, но не оставляет достаточно места для размещения стационарного устройства. Это регистрация читателей, выдача и приём контрольных листков и т.п. Да и рабочее место секретаря с помощью такого устройства можно организовать, хотя, на мой взгляд, в качестве органайзера для руководителя, который как “праздник, который всегда с тобой”
    6.В жизни библиотеки “всегда есть место подвигу”, который методисты зовут исследованием спроса. Понятно, что такое устройство вполне справляется с функцией регистрации отказов в обслуживании и пожеланий пользователей, опросами, фиксацией наблюдения и т.п.

    7. Понятно, что и для “дванольных” идей устройство годится (взаимодействие с виртуальной справкой, тэгирование, ведение блога и страниц в социальных сетях и т.п.). И пользователям на примере показать можно, и помочь им найти в Интернете интересный ресурс (в библиотеке или за её пределами) прямо у полки. Однако, автор поста “по совместительству” автор диплома по этой теме и рассказать сможет “про это” куда лучше."

    ОтветитьУдалить
  27. Огромное спасибо за обстоятельный комментарий профессионала, Александр Владиленович! Здорово, что находясь в российской глубинке, мы можем обсуждать с Вами наши проблемы :)
    Согласны, что главное преимущество нашего планшета - его мобильность. Как Вы говорите, его надо "таскать" с собой. Что мы и собираемся делать. А читателям показываем пока с ознакомительными целями :)

    ОтветитьУдалить
  28. Анонимный17 февраля, 2011

    Дорогие мои, разлюбезные. Зашел сюда по ссылке с планеты е-книг (читаю периодически).
    Что хочу сказать.
    Данный планшет(вот именно этот планшет) можно использовать весьма специфично, ибо держал его в руках и в зубы смотрел. Он страшен.
    У меня, не так уж далеко ушедший, но качественно собранный и типо экран несколько лучше :)
    Но если честно - это все не то.

    Теперь о вариантах использования. В мелкобытовых целях и при наличии wifi, конечно же.
    1. Детям показывать до чего дошел прогресс. Психологически готовить к слову "андройд" :)
    2. Книжки по мелочи читать. Ну это пока галаз еще из орбит не выскочили.
    2.1. Типо можно пяток-другой туда насканить и показывать как каталог переносной (типо экономия бумаги).
    3. Извлекать mp3-звуки. Видео толком не получится, отстой будет и тормоза.

    Вы понимаете, это еще не компьютер (потому что дико тормозной), уже не телефон (коммуникаций с миром - wifi только), еще не планшет (толком ничего не запишешь ни руками ни стилом)... Недотумканная такая вещь для гиков.
    В нем прелесть одна - ценник.

    И для фанатов терминального доступа: ребята, на таком экране - это как за девками в бане через замочную скважину. Поверьте, если не проверяли еще. Надо так сильно (и удаленно) любить это дело...

    Так что владейте, не заморачивайтесь. Главное с корпусом и экраном очень осторожно - царапаются на раз.

    ОтветитьУдалить
  29. Спасибо за советы "бывалого". Учтем. Чтобы корпус беречь, собрались вот чехол связать с кистями (женский вариант) :)

    ОтветитьУдалить
  30. Алексий I18 февраля, 2011

    Добавлю, что планшетный ПК - это все -таки девайс для персонального (даже личного) использования. По габаритам ближе к смартфону (сотовому телефону). Отсюда и трудности с поиском его общественного применения.
    Все-таки наиболее очевидное использование - это серф в Интернете. Да вот хоть в блоге этом писать. Но для этого нужен Wi-Fi.

    ОтветитьУдалить
  31. Wi-Fi уже бесплатно предоставляют в библиотеках, например, недавно в Ижевске подключили такую услугу, читателей сразу прибавилось http://bibliofashion.blogspot.com/2011/02/wi-fi.html

    ОтветитьУдалить
  32. А вот еще вариант использования Планшета
    Подробнее http://habrahabr.ru/blogs/gadgets/115740/

    ОтветитьУдалить
  33. Спасибо за ссылку, интересный вариант :)
    С участием планшета проводили несколько занятий со школьниками. В использовании эта модель все-таки еще "сырая", тормозит безбожно, обещанные форматы не поддерживает, прокрутка проблемная.
    Готовлю экскурсию по Соборной площади - вот там думаю использовать планшет для показа нужного электронного материала. Посмотрим как пойдет :)

    ОтветитьУдалить
  34. В ресторанах McDonald’s появятся планшеты Apple iPad для посетителей
    http://wallstcheatsheet.com/stocks/big-mcnews-mcdonalds-to-install-ipads.html/

    Обходят они библиотеки в этом плане. :)

    ОтветитьУдалить