воскресенье, 6 февраля 2011 г.

5:0 в пользу блога

Вчера защитились на "отлично". И чтобы упростить себе задачу рассказать о чем шла речь, я выкладываю презентацию и текст к ней, который и звучал на защите диплома. Теперь станет понятно, как наш блог получил "высшее образование" :)

А сегодня от aofedorov ТАКОЙ сюрприз - СЕРТИФИКАТ! Вот это да! У меня пока нет слов! У кого есть - пишите комментарии :)))

презентация к диплому

Добрый день, уважаемые председатель и члены комиссии!
Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня библиотеки способны сыграть важную роль в развитии образования, науки и культуры, стать центрами местных сообществ населения. И потому необходимо придать им новый облик, адекватный требованиям времени.

Наиболее глобальным фактором, влияющим на развитие библиотечного дела, явилась информатизация. Она вносит изменения в потребности пользователей, в профессиональные требования к библиотекарю, в видовой и содержательный состав фонда, технологию и организацию всех библиотечных процессов, в том числе и обслуживания.

Последнее время предметом горячих дискуссий стали теория и практика  «Библиотеки 2.0», новой модели библиотечного обслуживания. Библиотеки начинают приходить к пониманию того, что только путем объединения своих усилий  со знаниями, компетенциями, возможностями пользователей, как реальных, так и потенциальных, можно усовершенствовать библиотеку. Библиотекари начинают видеть главную цель  информационных технологий – неограниченное сотрудничество и участие.

К сожалению, российская библиотечная практика медленно и нерешительно внедряет новые формы библиотечного обслуживания. Что отрицательно сказывается на востребованности библиотек в обществе.
С учетом этого определена цель дипломной работы – проанализировать современные модели библиотечного обслуживания  и рассмотреть пути внедрения модели «Библиотека 2.0» как наиболее перспективной.

Данная цель требует решения следующих задач:
·      Определить модели библиотечного обслуживания на современном этапе.
· Рассмотреть «Библиотеку 2.0» как наиболее перспективную модель библиотечного обслуживания.
·  Разработать и реализовать проект «Библиотечный блог как элемент «Библиотеки 2.0».
·     Выработать рекомендации по организации библиотечного блога.

Базой исследования является библиотека семейного чтения им. А. Николаева г. Новочебоксарска.

В настоящее время можно выделить две модели библиотечного обслуживания – традиционная («вертикальная») и новая модель («горизонтальная»).

В рамках традиционной модели, которая в последние годы модернизировалась, библиотечное обслуживание понимается главным образом как линейный, преимущественно односторонний процесс общения библиотекаря и читателя. В этой модели взаимоотношений библиотека единолично решает, какие услуги нужны потребителям. Современная открытая библиотека, не отрицая важности функций хранения и просвещения, предоставляет пользователю (посредством новых технологий) свободный доступ к информации.

На сегодняшний день горизонтальная модель библиотечного обслуживания получает все большее распространение. Эта модель основана на гуманистических позициях общечеловеческого характера. Здесь взаимодействие библиотекаря и читателя носит взаимный, равноправный характер.

Последние несколько лет активно развивается новое направление горизонтальной модели библиотечного обслуживания – «Библиотека 2.0», основанное на привлечении населения к активному участию во всех библиотечных процессах, используя новейшие интерактивные информационные технологии. «Библиотека 2.0» – это новый взгляд на библиотечное обслуживание в целом. Одна из главных идей заключается в том, что, продолжая предоставлять услуги тем, кто приходит в библиотеку, нужно выйти за пределы помещений библиотеки, и начать продвигать услуги людям там, где они взаимодействуют. Это достигается через доверие, поощрение пользователей делиться их идеями, используя современные каналы связи, обо всем, что касается библиотечной коллекции и обслуживания.

Впервые термин «Библиотека 2.0» употребил Майкл Кейси в сентябре 2005 г. В то время, как и сейчас, не было единого мнения об этой модели. Одни считали, что это  несерьезное явление, на которое не стоит тратить время и усилия. Другие – что это жизненно необходимое и вполне реальное движение, уникальное и не похожее на все то, что было сделано раньше.

Существуют два различных понимания концепции «Библиотеки 2.0». В узком понимании, сущность «Библиотеки 2.0» заключается в использовании библиотекарями инструментов web 2.0 (блоги, вики, социальные сети и т.д.)

В более широком понимании, «Библиотека 2.0» представляет собой совершенно новую философию, в которой пользователь становится равноправным участником библиотечного процесса. Это означает, что пространство библиотеки (реальное или виртуальное) становится более интерактивным, общим, отвечающим потребностям сообщества.

Переход к «Библиотеке 2.0» будет происходить по большей части благодаря требованиям внешней среды библиотек: ожидания пользователей, технологические изменения, финансовый кризис.

Большинство сторонников «Библиотеки 2.0» считают, что внедрение принципов этой модели в библиотечную практику лучше начинать с организации библиотечного блога.

Блог – это веб-сайт, основное содержание которого – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа, открытые для чтения и комментирования.

          Блог позволяет библиотекарю:
·     формировать своего читателя, развивать его творческую активность;
·      используя сервисы Web 2.0 создавать новые библиотечные продукты;
·      профессионально совершенствоваться;
·   быть в курсе интересующих событий, не посещая сотни страниц в Интернете.

Учитывая, что ведение блога является важной составляющей в развитии библиотеки, увеличивает ее интерактивность, адаптирует к потребностям современного читателя, нами совместно с библиотекой семейного чтения им. А. Николаева г. Новочебоксарска был разработан проект «Библиотечный блог как элемент «Библиотеки 2.0».

Срок реализации 1 год.

Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта прогнозируется повышение престижа библиотеки и ее конкурентной способности, увеличение количества читателей, повышение информационной культуры как персонала так и пользователей библиотеки.

24 августа вышло первое сообщение в блоге «2:0 в пользу читателей». В блоге публикуются обзоры, рецензии книг и списки книжных премий, отрывки самих произведений, таким образом, организуется открытое пространство для обсуждения прочитанной книги. Большое внимание уделяется информации о различных библиотечных и городских событиях. Организуются конкурсы, проводятся опросы.

Блог стал достаточно эффективным инструментом для завоевания интернет аудитории, для которых получение информации и общение в сети стало неотъемлемой частью социальной жизни. Сообщения в блоге обновляются 2-3 раза в неделю, кроме текста представлено много мультимедийного контента.

В ноябре по итогам регионального конкурса блогов «ЖЖизнь – это общение», проводимого компанией «ВолгаТелеком», блог «2:0 в пользу читателей» признан победителем в номинации «Самое значимое сообщество». А так же стал победителем в номинации «За культуру» в конкурсе, организованным блогосферой Чувашии. Это еще одно доказательство того, что блог замечен, популярен, и правильно позиционирует библиотеку в виртуальном пространстве.

Подводя итог, можно сказать, что «Библиотека 2.0» – это наиболее перспективное направление библиотечного обслуживания. Сущностью «Библиотеки 2.0» являются:
– понимание библиотекарями всех изменений в потребностях современного пользователя, развитие культуры оценки новых услуг и программ, направленных на удовлетворение этих потребностей, и кардинальное изменение своих сложившихся десятилетиями взглядов на формы и методы обслуживания;
– доверительное отношение персонала библиотек к своим пользователям, умение выслушать их пожелания, готовность привлечь их к участию во все библиотечные процессы;
– способность и готовность к эксперименту, умение учиться на собственных ошибках, постоянно совершенствовать формы обслуживания, основанные скорее на обратной связи с посетителями, а не на представлениях библиотечного персонала о том, что больше всего способствует развитию личности читателя;
– освоение библиотечным персоналом культуры новых технологий, предоставляющих  огромные возможности обслуживания, заимствование опыта продвинутых в этой области библиотек.

Спасибо за внимание!  

29 комментариев:

  1. Интересно то, что белое выделение в тексте этого сообщения я не планировала. Блог сам решил выделить эти моменты в содержании, может он "намекает" нам на то, что на материке "Библиотеки 2.0" много неизведанных белых пятен. И нам надо поскорее с этим разобраться, ведь грядет "Библиотека 3.0". Вот такой у нас стал умный блог "с высшим образованием" :))

    ОтветитьУдалить
  2. Вот это Библи:-)тека , вот это диплом!!! Прямо бери материал и на презентацию блога! Ну что ж, шикарно! Поздравляю с 5:0 оценкой!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  3. ПОЗДРАВЛЯЮ!!! С отличной защитой!
    Только теперь я поняла глубокий смысл названия блога (от веб 2.0). До этого, честно, такой смысл не угадала. Я одна такая недогадливая?

    ОтветитьУдалить
  4. Библи:-)тека06 февраля, 2011

    Спасибо за поздравления!
    Уж Вы-то, М.Л., первой должны были догадаться про 2.0 ;)
    Елена и др.! Используйте информацию, в любом формате. Я за открытые интеллектуальные ресурсы (убежденный противник авторского права).

    ОтветитьУдалить
  5. Екатерина Александровна! Я от чистого сердца поздравляю с победой. Лично я понимаю Вас, так как я тоже пишу работу,и понимаю как это трудно и сложно.

    ОтветитьУдалить
  6. Поздравляю с успешной защитой!
    очень бы хотелось до Вашего диплома добраться. Сам этой темой интересуюсь, правда блогами меньше (меня, куда больше интересует виртуальная справка, тэгирование и выход на технологии Web 3.0 с оценкой и отбором ресурсов).

    ОтветитьУдалить
  7. Поздравляю! Присоединяюсь к ekniga - еще бы выложить диплом:-)
    Дальнейшего внедрения в мир 2.0!

    ОтветитьУдалить
  8. Презентацию постараюсь посмотреть на работе:дома не загрузится все равно. Текст понятен,выделения белым - обоснованы. И еще - не одна Люба не поняла про 2.0:-))) У меня ассоциация сложилась совершенно футбольная. И идея - читатель всегда прав. Вот что представлялось в названии. Но это ведь так и есть. Вы с Новчиком молодцы,мы не зря на вас подписались. Вы нас рас регулярно радуете.

    ОтветитьУдалить
  9. КАТЯ!!!! ПОЗДРАВЛЯЮ!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, Мышь, это наш общий успех. Твоя поддержка придавала мне уверенности и смелости.
    ekniga, Ирина, я выслала вам диплом на мейл, по адресам, указанным в ваших блогах.
    А блог и виртуальная справка для нашей небольшой библиотеки очень даже совместимые вещи: на любой вопрос читателя - дадим ответ в блоге :)
    С "футболистами" будет отдельный разговор :)))

    ОтветитьУдалить
  11. Поздравляю с ещё одной покорённой вершиной!)))

    ОтветитьУдалить
  12. Поздравляю! Я как член государственной аттестационной комиссии официально заверяю - это была одна из самых лучших защит.
    Сегодня постараюсь выложить видео защиты Екатерины.
    Успехов в работе!!!

    ОтветитьУдалить
  13. Да, альпинизм блогу пришелся по душе, да с такими друзьями в связке иначе и быть не могло :)

    ОтветитьУдалить
  14. Библи:-)тека07 февраля, 2011

    Скажу с благодарностью, что aofedorov выступил на моей защите не только как член комиссии, но и как опытный продвинутый блогер. Все таки блогеры - это замечательное братство, и как здорово, что я оказалась среди них :)

    ОтветитьУдалить
  15. Кать, я тоже хочу текст диплома :))

    ОтветитьУдалить
  16. Анастасия07 февраля, 2011

    Поздравляю Вас!))

    ОтветитьУдалить
  17. Екатерина, вручаю Вам СЕРТИФИКАТ о защите блога. На днях в оффлайне постараюсь найти время и торжественно вручить Вам сертификат в рамочке, а пока виртуальное признание!!!
    Сам сертификат Вы можете увидеть и скачать тут http://ideafor.info/?p=2420

    ОтветитьУдалить
  18. Поздравляю, коллега!!! Молодец!!! Так держать!

    ОтветитьУдалить
  19. видео защиты Екатерины можете просмотреть по адресу http://ideafor.info/?p=2420

    ОтветитьУдалить
  20. Ой, я, конечно, библиотека публичная... Но к такой публичности еще привыкать надо :)

    ОтветитьУдалить
  21. Алексий I07 февраля, 2011

    Как часто слышим мы в народе:
    Библиотекарь - старомоден!
    И места книгам больше нет,
    Все заменяет Интернет.
    Но есть ответ, и он разгромен,
    Библиотекарь - нынче блоггер!

    Поздравляем!!!

    ОтветитьУдалить
  22. Обалдеть!
    Перлы посыпались!
    Признания коллег важны! Но, когда читатели так оценивают - это дорогого стОит :)

    ОтветитьУдалить
  23. Аборигенша07 февраля, 2011

    Дорогая библиотека! Дипломная работа содержит анализ сегодняшней действительности с практическим выходом в блог.Современно, актуально!Поздравляю! Желаю вам успехов на этом пути!

    ОтветитьУдалить
  24. Катя, от всей души поздравляю тебя, мы держали кулаки!Но не сомневались, что все у тебя получится. Осталось пожелать, чтб детище свое ты не бросала, не положишь вместе с дипломом в дальний ящик. Ребенок уже обзавелся друзьями, дорос до определенного уровня, надо развивать малыша дальше, в люди, в народ, умные мысли собирать, идеи.

    ОтветитьУдалить
  25. Идеи собирать - это мое самое любимое занятие. Сегодня и пост на эту тему "Мозговой онлайн штурм №1". Приглашаю к обсуждению!

    ОтветитьУдалить
  26. Анонимный08 февраля, 2011

    Катя, ты молодчина. Я горжусь знакомством с тобой! Работа очень интересная. Ты безумно талантлива.Повезло, что мы были с тобой вместе на ШБЛ

    ОтветитьУдалить
  27. Спасибо, Марина, за оценку :)
    Надеюсь поучаствовать в каком-нибудь совместном с вами проекте ;) Не зря же нас учили в ШБЛ?!.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.